Крыша гаража — как самостоятельно проводить монтаж?

При строительстве гаража часто возникает вопрос: чем лучше покрыть крышу гаража? Обилие материалов и полет фантазии делает решение этого вопроса достаточно сложным, ведь на сегодня в продаже имеется большое количество кровельных материалов различных форм и цветов. Стоит отметить, что большинство автовладельцев кроют крышу обычными «классическими» материалами: рубероидом, шифером, металлическими листами и т.д.

По каким параметрам выбирать кровельный материал

В вопросе, чем крыть крышу, особое значение имеет стропильная система. От ее несущей способности зависит то, какой вес кровельного покрытия она сможет выдержать. Несущая способность стропильной системы к моменту отделки уже должна быть известна, поскольку ее определяют еще при расчете кровли. В его рамках производят сбор нагрузок, действующих на кровлю:

  • вес контробрешетки;
  • теплоизоляции;
  • обрешетки;
  • самой стропильной системы;
  • подкладочного ковра;
  • снежного покрова;
  • ветровую нагрузку.

В этот список обычно сразу включают и вес кровельного материала. Нагрузки собирают из расчета на 1 м2, после чего добавляют запас в 10-15%. Полученное значение нагрузки (Q) в кг/м2 используют в следующем расчете:

  1. Определяют грузовую площадь (S) на одну стропильную ногу.
  2. Рассчитывают нагрузку (P) на одну стропильную ногу: Q S = P.
  3. Вычисляют нагрузку (q) по длине (L) стропильной ноги: P/L = q.
  4. Производят расчет на прочность по формуле M/W ≤ Rизг., где M – максимальный изгибающий момент, W – момент сопротивления прямоугольного сечения стропилы размерами bхh, Rизг. – расчетное сопротивление древесины по сорту.

Грузовая площадь стропилы

Как определить нагрузку по длине стропилы

7 критериев выбора кровельного материала

  • Прочность. Кровельный материал в зависимости от снегового и ветрового региона должен выдерживать соответствующие нагрузки.
  • Срок службы. Кроме заявленного производителем срока эксплуатации стоит учесть длительность гарантии.
  • Удельный вес. Необходим, чтобы знать, какую нагрузку будет оказывать покрытие на несущие конструкции.
  • Форма и уклон крыши. У каждого материала есть ограничения и рекомендации по поводу типа крыши.
  • Внешние характеристики: цвет, форма, стиль.
  • Стоимость. Кроме цены самого материала важно учитывать стоимость необходимых крепежных элементов, комплектующих и основания.

Материалы для утепления

Из-за обилия теплоизоляционных материалов вопрос выбора наиболее подходящего утеплителя может сначала поставить в тупик. При более внимательном рассмотрении все многообразие теплоизоляции, которая может быть использована в этом случае, сводится к трем группам:

  • плиты минеральной ваты;
  • экструдированный пенополистирол (ЭППС);
  • сыпучие минеральные утеплители.

Минеральная вата

Крыша может быть утеплена плитами плотной, жесткой минеральной ваты. Значение плотности плит должно быть в пределах 170-230 кг/м3.

К достоинствам минваты можно отнести ее негорючесть, стабильность физических и химических характеристик во времени. Малый вес, которым отличается материал, играть особого значения не будет, т.к. бетонные плиты обладают очень большой несущей способностью.

Основной недостаток минеральной ваты – сильное водопоглощение и, как следствие, резкое снижение теплоизоляционных характеристик. Утепляющий слой необходимо покрыть изоляционным барьером. Причем крыша, утепленная минеральной ватой, должна быть защищена как от атмосферных осадков, так и от влаги, поднимающейся со стороны помещения.

Читайте также:  Технология устройства монолитного перекрытия

Более предпочтительно использование плит экструдированного пенополистирола. Они обладают большой жесткостью и способны выдерживать механические нагрузки, что позволяет создавать гараж с эксплуатируемой кровлей. Плотность ЭППС, используемого для устройства плоской кровли должна быть не менее 30 кг/м3. Также следует отдавать предпочтение малогорючим маркам материала.

Фальцы, выполненные по периметру плит, обеспечивают плотное соединение соседних листов. Гараж практически полностью перекрывается монолитной теплоизоляцией.

Очень большим плюсом является структура ЭППС. Замкнутые герметичные ячейки с воздухом, из которых состоит материал, практически не впитывают воду. Коэффициент водопоглощения крайне мал. Это дает возможность выполнения менее серьезной гидроизоляции, чем той, которая требуется для минеральной ваты.

Бетонные плиты, выполняющие роль перекрытий, имеют очень большую несущую способность. Крыша способна выдерживать значительные нагрузки, и ограничения на вес утеплителя снимаются. Появляется возможность использования такого материала, как керамзит.

Из достоинств утеплителя стоит упомянуть его дешевизну и простоту работы. Керамзит также боится влаги и необходимо принимать соответствующие меры по предотвращению его намокания. Слой засыпки выравнивается, затем его требуется покрыть цементной стяжкой, поверх которой после застывания наносится ковер из рулонных гидроизоляционных материалов.

Если крыша имеет большую площадь, то внутрь слоя керамзита желательно укладывать арматурную сетку, она позволит придать жесткость слою засыпки и предотвратит растрескивание цементной стяжки.

Металлические покрытия

К ним следует отнести следующие виды покрытий:

  1. Листовое железо.
  2. Профлист.
  3. Металлочерепица.
  4. Оцинкованные листы железа.
  5. Медные листы.

Металл обладает существенно большей массой, чем рубероид, а профилирование, которое часто делают на кровельных листах, требует возведения специальной стропильной системы. Основным достоинством металла является то, что такая кровля не будет удерживать осадки (на ней не скапливается вода), что повышает надежность и долговечность кровли. Однако покрыть кровлю гаража металлом гораздо сложнее и дольше, чем рубероидом. Кроме того, потребуется не только покрытие и крепеж, но еще и монтаж изоляционных слоев, вентиляции и т.д., что существенно повышает финансовые расходы.

Последовательность ремонта

Современные кровельные материалы, обладающие легким весом и высокой гидроизоляционной способностью, позволяют выполнять ремонт гаражной кровли без демонтажа старого покрытия. Но для реставрации гидроизоляционного слоя важно, чтобы стропильный каркас крыши сохранял целостность и высокую несущую способность. Чтобы результаты ремонта крыши гаража были удовлетворительными и имели длительный эффект, реконструкцию кровельной конструкции выполняют в следующей последовательности:

  • Необходимо проверить состояние стропильного каркаса. На деревянных элементах конструкции не должно быть плесени, гнили. Если обнаруживаются дефекты, то их нужно устранить: сломанные стропила заменить, деформированные участки усилить. Не будет лишним обработать каркас антисептическим составом.
  • Затем следует снять кровельное покрытие частично или полностью. Если для перекрытия гаражной кровли использовался рубероид, то можно снять только верхние слои. Если на поверхности крыши нет вспучиваний и пузырей, то старое покрытие можно оставить как подкладку, а на него уложить новый гидроизоляционный материал.
  • Поверхность крыши нужно очистить от мусора, пыли и грязи. Чтобы улучшить адгезию между старым и новым покрытием, нужно обезжирить кровельное покрытие.
  • После всех манипуляций кровлю необходимо тщательно высушить. Для этого требуется 24-18 часов, ускорить процедуру можно с помощью промышленного фена.

Обратите внимание! Тщательная подготовка поверхности к работе – залог эффективности и устойчивость результатов проведенного ремонта. Напоминаем, что выполнять реконструкцию кровли, используя рубероид или кровельную мембрану, без демонтажа старого покрытия можно, только если на нем нет вспучиваний, пузырей или других сильных повреждений.

Читайте также:  10 грубейших ошибок при строительстве каркасного дома

Материалы для ремонта крыши

Наиболее популярны для укрытия гаражей рулонные мягкие материалы и некоторые обмазочные. Все они устойчивы к физическим воздействиям, сохраняют гидроизоляционные свойства на протяжении 10-ти и более лет. Это оптимальный выбор с точки зрения цены, качества, сложности работ.

Применение рулонных материалов Технониколь

Мягкий рулонный материал Техниколь состоит из нескольких слоев. Нижняя часть – битумное покрытие. Он подходит для укрытия бетонных крыш, иногда деревянных, с полной обрешеткой. При укладке выполняют:

  • подготовка поверхности: очистка от мусора, старого покрытия;
  • нанесение битумного праймера для улучшения клеящих свойств поверхности;
  • рулон загибают на стыке на 5 сантиметров вверх, начинают раскатывать, газовой горелкой или феном разогревая нижний битумный слой;
  • нахлест полотен друг на друга – 8 сантиметров, загибают край на нижний парапет на 25 сантиметров;
  • прикатывают рулоны валиком для лучшего прилегания к поверхности.

Покрытие Гидроизол

Выпускается двух типов: в рулоне и в виде жидкой полимерно-битумной смеси. Первый подходит для укрытия больших поверхностей деревянных или бетонных крыш. Он представляет собой битумно-полимерную смесь, нанесенную на армированную стеклоткань, сверху имеется слой крупной посыпки.

Рубероид

Классический вариант покрытия. Пригоден для укладки на поверхности без предварительного демонтажа предыдущей крыши. При укрытии этим материалом:

  • заранее очищают поверхность – желательно удалить старые листы рубероида;
  • грунтуют поверхность битумом, мастикой, грунтовкой;
  • распрямляют листы за день до работ или же рулоны перекатывают в другую сторону;
  • укладывают внахлест подкладочный рубероид;
  • сверху укрывают внешними листами с напылением крупной крошки.

Положение листов и стыки крепятся мастикой или битумом. Существует рубероид с уже нанесенным на внутреннюю сторону рулона битумом.

Ремонт крыши гаража мастикой

Смеси резины, полимеров, дегтя, битума и бутилкаучука в разных пропорциях продаются, как кровельные мастики. Этот материал ценится за гидроизоляционные свойства. Используется для заделки стыков и трещин в поверхностях из бетона, дерева или металла.

Используется, как основа, перед монтажом рулонных материалов или для проведения текущего ремонта. Может быть использован, как самостоятельное покрытие крыши, наносится в несколько слоев кистью, валиком на очищенную и высушенную поверхность.

Ремонт при помощи битума

Наиболее распространенный материал при ремонтах крыш – битум. Он продается брикетами, которые перед применением нужно разогреть в металлической бочке до 120 градусов горелкой. Он быстро застывает при остывании, но успевает заполнить все щели. Применяется как для небольших зон, так и для заливки всей поверхности крыши.

Битумным праймером пользуются, как грунтовкой, перед укладкой других материалов, обеспечивая качественную изоляцию материала и швов от протечек.

Шифер

Крепкий асбестоцементный материал выпускается плоским и волнистым. Шифер не воспламеняется, он не подвержен коррозии, не боится солнечных лучей и мороза. Это дешевый материал, но из-за внушительного веса требует затрат на прочный каркас из стропил и надежную обрешетку. Для нее подойдут доски 2,5 см и бруски 6×6 см. До настилания укладывается гидроизоляция, обычно используется рубероид. Волнистый шифер крепят гвоздями в просверленные отверстия. Каждый следующий ряд на 15 см заходит на предыдущий. Этот материал не выдерживает ударов, при транспортировке и разгрузке нужно быть осторожными. Чтобы избавить крышу от появления мха, шифер обрабатывают грунтовкой.

Для гаражной кровли допускается использование различных материалов, важно учитывать несущую способность каркаса и угол наклона скатов. Обязательное устройство слоя гидроизоляции значительно продлит срок эксплуатации крыши.

Монтажные работы

Процесс укладки Технониколя

Монтаж рекомендуется проводить при температуре воздуха не ниже 5-7 градусов, в тёплую погоду с низкой влажностью.

  1. На предварительно очищенную крышу наносится грунтовый битумный праймер, слой просушивается.
  2. Рулоны укладываются, по мере раскатывания их подогревают газовой горелкой.
  3. Раскатанные рулоны прокатываются валиком, внимание стоит уделить краям.
  4. Следующий слой кладётся с нахлёстом: 8 и 15 см.
  5. Покрытие парапетов заводится вверх, верхний и нижний слой поднимаются на 5 и 25 см, соответственно.

При укладке черепицы соблюдается следующий порядок:

  1. Подкладочный ковёр крепится на основание крыши.
  2. Планки для карниза крепятся по краю ската.
  3. Каждая черепица крепится к основанию кровли с помощью оцинкованных гвоздей с широкими шляпками.
  4. Подрезаются крайние плитки, вертикальный ряд промазывается мастикой.
  5. Специальным аэротором и черепицей закрывается конек.

Специфика установки шифера и ондулина

Обеспечьте герметичность кровли, производя работы по следующему алгоритму:

  • Смонтируйте обрешетку. Применяйте для ондулина доски, имеющие толщину 15 мм, а для асбоцементного шифера – размером 25 мм. Выдерживайте интервал обрешётки 30 сантиметров.
  • Установите гидроизоляцию, используя подкладочный тип рубероида. Проклейте слои битумом.
  • Укладывайте листы, обеспечьте перекрытие в пол-листа. Перекосы не допускаются.
  • Используйте специальные гвозди, имеющие уплотнитель для фиксации.
  • Закрепите конек, а внизу зафиксируйте карниз.

Вы убедились, что технология перекрытия несложная. Приобретите все необходимое, запаситесь терпением.

Используем профнастил и металлочерепицу

Теперь пришло время узнать, как перекрыть крышу, если вы выбрали профнастил или металлочерепицу.

  1. Сначала готовится обрешетка, слой гидроизоляции. Надо брать современные материалы, которые предотвращают образование конденсата и наледи. Пленка должна быть хорошо закреплена, уложена с провисанием примерно в 5 см.
  2. На слой парогидроизоляции кладут бруски, прикрепляя их саморезами к стропильной системе. Это основа обрешетки. Шаг рассчитывается индивидуально. Например, если используется металлочерепица, каждая волна должна быть закреплена на доске обрешетки. Шаг для профнастила – полметра.
  3. Профлист крепят саморезами с уплотнителями. Примерно 5 саморезов уходит на один квадратный метр.

Когда вся основная работа сделана, нужно закрепить конек, ветровые и карнизные элементы.

Технологии гидроизоляции

Гидроизоляция крыши гаража своими руками – рутинная операция, знакомая каждому мастеру, проводится она регулярно с целью защиты строения от протечек. Впервые она производится во время возведения кровли, а затем периодически повторяется по мере появления мелких дефектов и износа. Технология монтажа гидроизоляционного материала состоит из следующих этапов:

  • Сначала сооружают стропильный каркас крыши гаража, устанавливают стропильные ноги так, чтобы их ребра находились в одной плоскости.
  • Гидроизоляционный материал нарезают на полосы, соответствующие длине ската.
  • Нарезанные полосы укладывают на поверхность кровельного ската так, чтобы они заходили друг на друга на 15-20 см.
  • Гидроизоляцию закрепляют на стропильных ногах так, чтобы она немного провисала, чтобы давление, возникающее под воздействием воды, не привело к разрыву материала.
  • Поверх гидроизоляционной пленки вдоль стропил фиксируют рейки контробрешетки, формирующие вентиляционный зазор.

Учтите, что существуют разные способы фиксации гидроизоляционного материала. Механический метод заключается в прикреплении полос при помощи строительного степлера или гвоздей. Клеевой подразумевает приклеивание гидроизоляции к стропилам, для чего используется битумная мастика.