Архитектурные стили домов и их особенности

Феодальный замок уже давно стал одним из основных атрибутов Средних веков. Как возводили подобные укрепления? Что означают слова «барбакан», «герса», «машикули»? Обо всем этом рассказано ниже.

Гейдельбергский замок (Германия)

Рисунок 1. Гейдельбергский замок

В старинном средневековом городке Гейдельберге среди зеленых холмов Баден-Вюртемберга возвысилась Гейдельбергская цитадель. Она является одной из самых ярких европейских достопримечательностей и излюбленным местом для романтических свиданий в Германии. Впервые её упоминали в 1225 г. На протяжении долгих лет она была представительством графов Палатин, подотчётных самому императору.

Существующие сейчас руины здания, находящиеся вблизи Альпийских гор, — это одна из важнейших структур эпохи Ренессанса.

История появления замков

Возникновение замка как оборонительного сооружения тесно связано с грандиозным «военным переворотом», случившимся в раннем Средневековье.

Многочисленные пешие войска античной эпохи трансформировались в небольшую кавалерийскую рыцарскую армию. Тут же появилась проблема: как такими силами – мощной, но малочисленной группой конников – контролировать свои территории? Выход нашли в строительстве защищенных пунктов, где находились рыцарь и его армия.

Данные укрепления можно было благополучно оборонять в случае начала войны. Они играли роль политического центра, места проживания землевладельца и точки, куда направлялись все налоговые поступления. Здесь же происходили события, имевшие ключевое значение для всей подконтрольной феодалу территории.

Через короткое время замки появились по всему Старому Свету – от Великобритании до Киевской Руси.

Древнейшие замки-фортеции

Львиная доля замков-патриархов имеет западную прописку, и сосредоточены они вдоль границ с Финляндией и Польшей.

Выборгский замок

Список старейшин возглавляет защитное крепостное укрепление на островном кусочке земли в Ленинградской области. Мощный форпост, заблокировавший Новгородской Республике доступ к материковой части Финского залива, был основан Торгильсом Кнуттсоном и построен шведами не позже 1293 года. Толчком к строительству фортификационного объекта послужил, видимо, третий шведский поход, завоевания которого надо было как-то закрепить. В основе замка-острова – квадратная башня из буровато-серого камня, обнесенная крепостной стеной.

Со старошведского Выборг переводится как «Святая крепость». Первосоздатели связали его с именем короля Олафа ІІ, учредителя христианства в тогдашней Норвегии. Башня-донжон и огородивший ее полукруг из мрачноватых домов с окнами-бойницами выполняли роль резиденции наместника правителя этого пограничного края. Главный корпус через полторы сотни лет видоизменили и приспособили для приема королей и высокопоставленных дипломатов. Так появилась южная оборонительная стена-ограда с четверкой башен-стражей: Новой, Караульной, Тюремной и Пожарной. С юго- и северо-востока плацдарм стерег дуэт из Райской и Сапожниковой башенок.

Перестраивалась, сгорала и восстанавливалась цитадель не единожды, в том числе после вхождения ее в состав Российской империи. Сегодня это – яркий образец западноевропейского фортификационного зодчества, где действует государственный музей с популярной экспозицией «Шведский Выборг». В коллекции – минералы Карельского перешейка, чучела местных зверушек и птиц, добытые археологами артефакты, оружие, монеты, мебель с гравюрами и документы с фотографиями.

Замки-старейшины Калининградской области

Их на территории бывшей Пруссии десятки. Некоторые из замков-старичков по возрасту превосходят Выборгский форт. Прежде всего это замки-тевтоны, сведения о которых имеются в хрониках Тевтонского Ордена. Шаакен и Тапиау, например, в этих уважаемых рукописях упоминаются с 1258 года. Крепостцами-замками они обзавелись чуть позже – в 1261 и 1262 годах. Поначалу в деревянно-земляном исполнении, но позже их сменили каменные образчики. С группкой флигельков, предзамковым форбургом и высокими стенами-барьером.

В Шаакенской крепости ночевали царь Петр с Екатериной; годков двести затем ее совершенствовали, но в конце-концов оставили без призора – уже при советской власти. Потолок-стены-кровля постепенно разрушились, и прекраснейший замок-сказка километрах в 4-х от Куршского залива превратился в руины. О смелости зодчих и мастерстве строителей свидетельствуют все еще стройные зубцы фронтона да сочетание вертикальных, наклонных и полуарочных линий в едином проекте. Частный музейчик рядом, в поселке Некрасово работает, но от впечатления запущенности его присутствие не спасает.

Читайте также:  Дизайн кухни 10 кв. м. - советы по выбору, обустройству, фото идеи

Тапиау-замок в Гвардейске сохранился получше. В сильно перестроенном, правда, виде. Спасло его последовательное размещение внутри тюрьмы и следственного изолятора. Трехэтажный, с островерхой крышей замок-острог на берегу Лабы чувства нынче навевает отнюдь не веселые Что не удивительно: дом-тюрьма радовать глаз не обязан. Визуально его напоминает замок-сосед Лабиау в Полесске, выстроенный на фундаменте прусской крепости 1277 года. Судьба сурового сооружения-цитадели печальна. Пофункционировав в ХХ веке в качестве то жестокой темницы, то завода, замок в сегодняшнем его состоянии вызывает ассоциации разве что с постапокалиптическими декорациями.

Догоняет по степени «потерянности» упомянутые постройки дивный замок-городище Георгенбург – почти ровесник Шаакена и Тапиау. Собственно городище выстроили немецкие рыцари в 60-е годы ХІІІ века, замок же их потомки заложили в 1337 году. Вначале «в дереве», а чуть погодя и в камне. За замок-твердыню в духе ранней готики с налетом романского стиля сражались тевтонцы, литовцы, шведы, татары. Последним хозяином этой красоты стал Русский страховой банк, мечтавший открыть здесь развлекательный центр. Проект не состоялся, и замок-сказка оказался на грани разрушения.

Крестьянский дом: замок сеньора в миниатюре

Рассмотрим средневековую недвижимость рангом пониже: жалкая хижина, которая во всех уголках Европы выглядела почти одинаково. Полностью деревянная постройка — это, безусловно, редкость. Конструкция крестьянского жилища представляла собой каркас из брусьев, который заполнялся саманом — смесью рубленой соломы с глиной. В южных регионах использовали лишь промятую глину. Крыша в большинстве случаев была из соломы, шифер и черепица — удовольствие для зажиточного землепашца. Одна дверь, одно окно с деревянным ставнем. Это было жилище, состоящее из одной комнаты, в которой спали. Также выделялось помещение, где готовили пищу. Кухней или столовой назвать это пространство не поворачивается язык: оно было ничтожно маленьким.

Схема крестьянского дома. (Pinterest)

Абсолютно простая и даже убогая мебель: ларь, по размеру которого определяли насколько хозяин состоятелен, табуретки, две лавки, стол и несколько кроватей. Вместо стола могли использовать старую дверь, которую клали на козлы.

Крестьяне работают у дома. (Pinterest)

Подвалов не делали, а для хранения запасов использовали погреб рядом с домом. Более богатые хозяева использовали гумно. Чердак дома использовали для хранения зерна. Инструменты, посуда и даже домашние животные могли находится в жилом помещении. «Всё смешалось: люди, кони…» — это классическое выражение прекрасно подходит для описания жизни в простом крестьянском доме.

Средневековая деревня. Реконструкция. (Pinterest)

Так что же объединяло эти, с одной стороны, кардинально различающиеся виды недвижимого имущества эпохи Средневековья? Во-первых, скудный интерьер и отсутствие достаточного количества мебели. Во-вторых, монотонная жизнь обитателей замка и крестьянского дома фактически ничем не отличалась (кроме как угощениями на столе).

И, конечно же, крестьяне не проводили много времени дома — зимой и летом их ждали трудовые будни. Сельское население часто перемещалось с места на место, меняя пастбища и поля, тем самым оставляя свой дом надолго пустующим.

Современный проект постройки средневекового замка во Франции — Арт и дизайн на TJ

Строительство началось в 1997 году и всё ещё не завершено.

Строительство замка Геделон в Бургундии — уникальный проект, в рамках которого добровольцы и исследователи создают с нуля аутентичный замок 13 века, используя только те технологии и материалы, которые были доступны в то время.

Проект запустили в 1997 году Мишель Гайо (Michel Guyot) и Мэрилин Мартин (Maryline Martin). Помимо собственных, они использовали средства, привлечённые при помощи краудфандинга.

На стройке постоянно работают более 50 человек, в том числе каменщики, плотники и другие рабочие, а в год замок посещают около 300 тысяч туристов. Примерно 650 человек ежегодно приезжают волонтёрами, всё время работы они носят сшитую вручную одежду, соответствующую эпохе. В Геделон привозят и школьные экскурсии, в ходе которых детям рассказывают о Средневековье.

По собственной легенде замка, его строительство началось в 1228 году. Каждый новый год соответствует историческому году, то есть к 2017-му стройка продолжается в условном 1248-м. Следить за ходом работ можно на сайте проекта.

Вымышленный владелец Геделона — феодал, получивший право строить свой замок, потому что он встал на сторону короны во время восстания в 1226 году. Окончание строительства прогнозируют приблизительно в 2023 (1253) году.

В местной кузнице были выкованы все металлические инструменты, задействованные в проекте, и подковы для лошадей. В построенной здесь же мастерской была изготовлена черепица на кровлю, а также керамическая посуда. Известковый раствор для кладки делают из известняка, добываемого в соседнем карьере, а для его обжига была сложена земляная печь.

Участники стройки и туристы публикуют множество фотографий недостроенного замка в социальных сетях.

#архитектура

Разновидности английского стиля: от средневековья до викторианства

Шотландия – вечный спутник и соперник Англии на Британских островах, прошла вместе с ней все эпохи развития классического интерьера, внесла в английскую «классику» свой неоценимый вклад и множество ни на что не похожих колоритных элементов этой суровой культуры, которые очень эффектно выглядят в строгом английском доме.

Самым ярким элементом шотландского дизайна, безусловно, следует считать знаменитый тартан — клетчатый узор, который изначально использовался как геральдический рисунок дворянских кланов. Шотландская клетка имеет массу геометрических вариантов рисунка и цветовых оттенков (чаще – черно-белая, коричневая, грязно-зеленая, темно-бордовая или серая), благодаря которым можно было создавать стильное, эффектное украшение интерьера гостиной, рабочего кабинета, домашней библиотеки или спальни.

Благодаря клетке, интерьер становился светлее, строже и богаче, зрительно увеличивал помещения и создавал приятный уют. В тон клетчатым обоям стен подбирались и рисунки штор и драпировок, накидок на кресла и диваны, диванных подушек, скатертей и пледов.

Из других элементов шотландского стиля, «пропитавшего» собой английский интерьер, можно отметить:

  • строгость, прямота и «вертикальность» планировок, отказ от игровой георгианской роскоши и викторианской пестроте в пользу «суровой мужественности», лаконичность декоров, геральдические элементы в отделке стен и обивки.
  • отделка стен и пола – грубый камень, неокрашенный кирпич, необработанное дерево;
  • мебель во многом схожа по форме и стилистике с английской, однако существенно отличается по элементам декоративной отделки (каменные столешницы), материалам (необработанное дерево, темнеющее со временем) и расцветкам обивки.
  • Из аксессуаров – цветная ткань с геометрическим узором или рисунком цветущего чертополоха, овечьи шкуры и шерстяные пледы в тон интерьеру, оловянная посуда.

Шотландский стиль интерьера существовал в Англии во все времена, однако в конце XIX столетия он пережил «второе открытие», благодаря расцвету модерна, который в национальной культуре Шотландии прославил архитектор и дизайнер Чарльз Макинтош (1868 – 1928 гг.). Именно ему удалось соединить общие принципы европейского модерна и национального шотландского стиля, создав неповторимый «шотландский модерн», аналогов которому не существует.

Макинтош предложил интерьерный стиль, который опирался на культуру средневекового шотландского замка и сочетал в себе лучшие архитектурные традиции Британских островов и современные представления о гармонии и завершенности. У Макинтоша интерьер представлял собой не соединение самостоятельных дизайнерских элементов, а единое целое – начиная от концепции пространства и перспективы и заканчивая мелкими аксессуарными деталями и правильной организацией естественного и искусственного освещения в доме.

Как оформить здание в стиле фахверк своими руками

Основа дома в стиле фахверк – каркасная конструкция. Поэтому перед началом строительства здания следует ознакомиться с данной технологией возведения. При этом нужно четко рассчитать нагрузку на фундамент, чтобы дом простоял дольше. На основание обязательно кладут гидроизоляционный слой, защищающий от влаги деревянные элементы конструкции. Также нужно покрыть противогрибковыми и противопожарными средствами балки, которые будут постоянно взаимодействовать с окружающей средой.

Перед началом оформления фасада дома своими руками создают рабочий чертеж. За основу можно взять любой подходящий проект подобного строения. При раскладке имитации балок нужно не забывать о главных принципах строительства в немецком стиле. Панели, заполняющие каркас, должны прикрепляться к конструкции дома. Перед началом работы следует проверить наличие таких инструментов, как:

  • дрель и шуруповерт;
  • рулетка и строительный уровень;
  • черный маркер, чтобы выполнить разметку;
  • ножовка по металлу;
  • торцевая и циркулярная дрели;
  • анкеры из металла;
  • мастерок.
Читайте также:  Проект дома 6 на 6: лучшая планировка в новом стиле

Балки здания можно окрасить в любой цвет – яркий или просто контрастный по отношению к фасаду

В первую очередь к фасаду приклеивают плиты утепления, чаще применяют вспененный полимер. Толщину доски следует продумать заранее, чтобы под ней поместился полимер, – это поможет избежать мостов холода. Сверху на утепление крепится сетка из стекловолокна, выступающая армирующим слоем для штукатурки. Фальш-балки фиксируют на стене через слой утепления. Сначала монтируют стойки и балки, а затем раскосы. Ширина балок должна быть не менее 15 см, а расстояние между стойками не следует делать более 60 см. Если остались щели между доской и полимером, используют герметик. После того как штукатурка хорошо застынет и схватится, элементы выкрашивают в желаемый цвет.

Дома, выполненные в стиле фахверк, не только красиво смотрятся, но и сохраняют средневековое таинство, а также выглядят необычно. Фасады украшаются различными вариантами переплетения балок и раскосов. Подчеркивают оригинальность стиля большие панорамные окна, насыщающие пространство дома природным освещением и уютом. Свободное размещение внутренних стен позволяет создать неповторимую и просторную планировку.

Как жители замка принимали ванну

Ванна для европейцев средневековья с сантехникой была далекой мечтой, а это значит, что не было такой вещи, как водопровод. Отсутствие проточной воды означает отсутствие ванны. Если вы не были богачом, сама ванна представляла собой гигантское деревянное ведро, которое могло бы вместить людей замка.

Мытье отнимало массу времени – нужно было натаскать неимоверное количество воды в корыто, помыться вручную, а затем вычерпать грязную воду и вылить ее на улицу

В те времена жители замка не получали отдельную ванную комнату на регулярной основе. Купальни и бани, конечно, были как типичная принадлежностью замка высокой знати. Находились бани, как правило, на первом этаже, так как они требовали большого количество воды.

Как жители замка принимали ванну

Купальня для знати, расположенная в средневековом замке

В замках простых рыцарей, наоборот, купальни обнаруживались редко. А на пороге нового времени большинство аристократов спасалось от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами, дамы пользовались только ароматической пудрой.

Как жители замка принимали ванну

Регулярно мыться у жителей замков не было возможности (даже у господ), а потому приходилось спасаться от неприятного запаха розовой водой, ароматическими пудрами и мешочками с травами

Выбор мебели и освещение

Мебель, как и все элементы интерьера замка, должна обладать грубостью и массивностью. Состаренное дерево, кованое железо, неплотно подогнанные доски на фасадах шкафов – это те особенности, которые в полной мере отразят суть дизайна средневекового интерьера.

Выбор мебели и освещение

Можно использовать антикварную мебель, либо предметы, стилизованные под старину. Понятно, что обойдется такая роскошь недешево

Выбор мебели и освещение

Другое решение – использование простой мебели, сделанной своими руками

Выбор мебели и освещение

Спальная кровать при этом должна быть с балдахином, в качестве которого выступает белое тонкое полотно.

Выбор мебели и освещение

Кровати с балдахинами подчеркивают сказочность и таинственность эпохи средневековья

Выбор мебели и освещение

Более светлый вариант спальни, если предыдущий кажется слишком мрачным

Выбор мебели и освещение

Спальная комната в викторианском стиле наполнена очарованием старого мира

Выбор мебели и освещение

Этот вариант объединяет в единую концепцию модерн и викторианское направление

Выбор мебели и освещение

В качестве прикроватной тумбы у ног может выступать большой сундук, имеющий ковку и грубую древесину.

Выбор мебели и освещение

Светильники должны быть в виде подсвечников или факелов (как отмечалось выше). Конечно это электрические приборы, а не натуральные свечи, а тем более – смолистые факелы.

Выбор мебели и освещение

Именно освещение придает нужный эффект интерьерам в средневековом стиле

В замковой стилистике используют осветительные приборы с имитацией подсвечников и канделябров

Оригинальные светильники из водопроводных труб

В целом интерьер средневековья в современном исполнении может быть уютным и комфортным

Английский стиль

Стиль представляет собой сочетание утонченного вкуса и сдержанности. Краеугольные камни архитектурного направления: симметричный прямоугольный план, стены из красного кирпича, низкий вход с портиком.

Английский стиль

В настоящее время в архитектуре английского особняка доминируют элементы, свойственные архитектуре той или иной исторической эпохи. Ключевые особенности эклектичной стилистики: крыша со слуховым окошком и крутым уклоном, низко расположенные окна, стены, сложенные из кирпича или камня.

Английский стиль